Романов Е.П., Романова З.М.

Город Богучар. Глава 16.

А было это, кажется, вчера,

                                    Но на всегда в душе моей остались

                                    В кострах багровых Рыжкина гора,

                          Сверканье вод донских холодных стариц.        

А. Ионкин. Из стихотворения «Петропавловка». Из книги

 «Городской пейзаж». В 1988 г.

 

Рыжкина балка и золотой шелом.

     

 Легенду о знаменитой Рыжкиной балке впервые услышал от стариков из сел Монастырщина и Сухой Донец, затем уже от богучарских краеведов и жителей окрестных сел. Работая в последствии в Воронежском государственном архиве и архивах Богучарского краеведческого музея, удалось найти и документальное подтверждение в трудах краеведов и летописцев XIV и XIX веков.

      По утверждению диакона Игнатия, который проплывал в 1389 году весь Придонской край, «кругом была одна пустыня, не видно было там ни города, ни села, а бывшие древние города прекрасными и красивыми на видных местах, пусте ж все и не населено», то есть в южной части Богучарского края, что подтверждаются и историком  А.П. Беляевым, стояли пустые половецкие города. Историк и краевед Беляев даже указывает их предположительные названия: Балин, Чехлоев.

     По мнению некоторых ученых пределы Богучарского края в XII веке были густо населены, что подтверждается и изысканиями XIX в., краеведа Г. Г. Ткачева, в его описаниях края.

     «В народе тоже долго ходили предания о Донском походе и предания собственного о герое похода Мономахе, как он пил Дон золотым шлемом, как загнал окаянных огарян на железные воротя».  Шелом (шлем) - это воинский головной убор с высокой колоколовидной тульей и длинным шпилем - навершием. На Руси были распространены шлемы куполообразной и сфероконической формы. Наверху они часто оканчивались втулкой, которая иногда снабжалась флажком - яловцом. В раннее время шлемы делали из нескольких (двух или четырех) пластин, склепанных между собой. Бывали шлемы и из одного куска металла. Необходимость усиления защитных свойств шлема привела к появлению крутобоких куполовидных шлемов с наносником или полумаской, которые спускались со лба к носу. Эти части шлема так и назывались - нос и личина. Шею воина укрывала сетка - бармица, сделанная из тех же колец, что и кольчуга. Шлемы богатых воинов отделывались серебром и золотом, а иногда были целиком позолоченные. Древнерусские сказания вспоминают о шлемах в весьма поэтической форме: "Сядем, братие, на свои борзи комони, испием, братие, шеломом своим воды быстрого Дона, испытыем мечи свои булатные"

     Где же это место древних городов, золотых шеломов и железных ворот? Как утверждает легенда, это и есть район Рыжкиной балки. Возможно, именно здесь Мономах убил на охоте последнего богучарского льва. «Верстах в семи от села Красногоровка находится Рыжкина балка – луг, окаймленный с трех сторон в виде полукруга рекой Доном, с четвертой стороны, замыкаемой возвышенностью, которая служит как бы хордою дуги, образуемой рекой Доном.

     Это место очень живописно, оно имеет в окружности около трех верст, на нем много кустарников. На одном конце возвышенности или хорды находятся два кургана из цельного камня, называемого Вальковым, а другом – неглубокий Скрынников байрак (яр, покрытый мелким лесом), за которым следует довольно высокая гора. От Вальковых курганов до Скрынникова барака идет ров, глубиною аршина три и такой же высоты вал. И тот и другой пересекаются площадкой «для ворот», этот вал был укреплением балки, как говорит народ. Такое описание дано в XIX веке. Где-то в этом районе и мог находиться город половцев.

     Место района Рыжкиной балки издавна вызывало страх у жителей. С понятием о разбойнике Рыжке, который жил в этих местах на рубеже XVII – XVIII вв., «у народа соединено и понятие о страшном колдуне знакомом черту. Так, например, его пулей нельзя застрелить, цепью заковать, потому что он знает заговор и заклятие, а его можно застрелить золотой пуговицей, удержать, только связав веревкой, потому что от этого нет заговора. Даже нельзя наказать, если он не захочет, потому что были случаи, как при всех на эшафот клали и привязывали к кобылке разбойника, а через несколько минут он стоял около кобылки, а палач сек не его, а кобылку».   По словам предания Рыжка с большой шайкой останавливал идущие по Дону каторги и барки цепью, перетянутой через весь Дон. К тому преданию добавилось в XIX веке, «… москали и французы» и теперь говорят: «Пойдем к Рыжкину выручать дедов брыль (шляпу)». Так это было или не так, но легенда утверждает, что в районе Рыжкиной зарыт драгоценный клад и хранится он толи в золотом шеломе, он в рыжей шапке, а зарыли его то ли скифы, то ли турка по фамилии Рыжка, то ли знаменитый разбойник Рыжка.

     По рассказам одного из стариков богучарцев, он даже видел карту, подтверждающую, что место действительно существует и к нему в свое время стремились добраться турки, французы и немцы.

     На берегу Дона в районе балка до сих пор существует место, о котором знают только местные старики, где стоял, по их утверждениям, турецкий дворец, стены этого дворца были теснены из камня, брали его под горой.

     Лишь после революции его разобрали местные жители на фундаменты своих домов и учреждений, окрестных сел, а вот ворота стояли почти до Великой Отечественной войны. Сейчас осталась целой дворцовая площадь, поросла кустарником и мелким лесом. А, может, именно тут найдут со временем археологи золотой шлем, полный драгоценных камней, награбленных в древние времена у россиян.

на главную

Hosted by uCoz