Романов Е.П., Романова З.М.

Город Богучар. Глава 19.

Весна, Весна красная!

Прийди Весна, с радостью,

С великой милостью:

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебоми обильными.

А.Н. Афанасьев. «Дерево жизни». М. 1982 с.432.

 

Забытая старина

 

       Помимо церковных праздников и праздников общепринятых издавна на Богучарской земле славяне отмечали свои народные праздники. При этом большинство из них были связаны с отдельными временами года, днями и числами месяца, оживающей природой, часть праздников приурачивалась к крестьянским работам.

       В Богучарском уезде, более 150 лет назад, праздники разделялись «.. на просто праздники и грозные праздники: к первым относились – 30-го июня «Полу-Петро», 1-го августа «Маковский», 1-го сентября – «Семин день», ко вторым: 23-го апреля «Егорий», «Борис и Глеб», 27-го – «Палий», «Пантелеймон» и «Михайлово чудо» (по Ткачеву).

       В каждой местности количество праздников зависело еще и от рода деятельности крестьян. Так, на «Маковин» (у малороссов) или «Макаваев» (у великороссов)  1 августа крестьяне собирали мак, анна «Семин день» (у малороссов) и «Семенов праздник» (у великороссов) 1 сентября считалось большим грехом засевать семена.

       23 апреля в уезде праздновали «Егория - скотопаса» - в поле выгоняли скотину, в этот же день праздновали «Бориса и Глеба», хотя в России этот праздник праздновался еще 2 мая и был посвящен памяти князей Бориса и Глеба. У А. Н. Афанасьева[1] с праздником «Бориса и Глеба» связано много поверий: «… крестьяне называют барыш-день – вследствие созвучия Борис со словами барыш: торговцы стараются тогда продать что – нибудь с выгодой, дабы во весь год торговать с прибылью». При этом в отдельных селах праздновались два дня – еще и на 24 июля, а отсюда и поговорка: на 2 мая – «Борис и Глеб засевают хлеб», на 24 июня -  «Борис и Глеб – поспел хлеб». Как видно, слово Борис созвучно с барыш. Глеб – хлеб.

       Интересна история праздника «Полу – Петро» по Ткачеву: «.. проезжал мимо цыганского табора святой апостол Петр на небо, с жалобой к Богу. Около шатра лошадь апостола расковалась, а подкована она была золотыми подковами. Апостол отдал на сохранение цыганам золотую подкову и за это обещал спросить у Бога об их назначении и имени. Ехал апостол к Богу жаловаться на несправедливость распределения праздников… Бог уважил просьбу святого Петра; но так как это было честолюбие, то Бог дал ему не полный праздник, а половину праздника, который празднуется 30 июня и называется Полу - Петром. В отношении же цыган Бог сказал, что название им – цыгане, ремесло их - кузнечество, конокрадство и обман. А что это такое, то вот тебе доказательство – они и тебя обманут непременно. И действительно, когда Апостол Петр возвращался назад, то цыгане убедили его, что золотую подкову он им не оставлял».

       Большинство праздников были связаны с переменами в природе. Прежде всего, в Богучаре праздновали день Воздвижения Святого креста, когда, по Ткачеву, «… все гады на земле собираются (сдвигаются в одно место).

       1 марта «… все животные, подверженные спячке просыпаются», у Афанасьева в этот день в Воронежской губернии отмечалась и «Евдокия – плющиха» (плющать – капать, плющиха – сосулька под крышами). По утрам еще продолжаются морозы (утренники), которых со дня сорока мучеников (9 марта) бывает сорок, думаю, что в этот день возвращаются сорок разных пташек, а сорока начинает строить гнездо и кладет в него сорок палочек».

       2 февраля, по народному поверию, зима с летом встречаются, и сейчас этот праздник называют «Стретеньем». 27 июля богучарцы праздновали «палий» или Пантелеймон - целитель. В это день бабки – травницы ходили к заповедным лощинам, полянам и рвали траву, думая с любовью о близких, загадывая им здоровье. В «Михайлово чудо» у грешников обязательно приключалась какая – либо неприятность – то крыша прохудиться, то бочка потечет.

       У воронежцев есть много дней, в которые нужно делать какую – либо работу во дворе и поле, в доме и за обедом, с этими днями они связывают много различных суеверий и примет. Афанасьев и Ткачев составили данный список таких работ, поверий и примет, которые подметили у богучарцев на каждый день. Назову лишь отдельные дни мая: 1 мая – день Еремея – запрягальника (яремника), крестьяне начинали пахать, и на лошадей и быков одевали ярмо, 2 мая считался соловьиным днем, в это день начинали свои распевки соловьи, 3 мая – ели зеленые щи, 5 – на Ирину – рассадницу рассаживали капусту, 6 – на Иова – горошника высевали горох, 9 мая был Никола вешний и травный, 11 мая на Мокрия если пойдет дождь, то лето будет мокрым, 13 – на Лукерью – комарницу появились комары, если на 14 мая на Сидору будет сиверко, то летом будет холодно, а если на 15 мая, на Пахомия будет тепло, то и лето будет с теплом, 21мая  - на Константина и Елену (Алена – длинные льны, леносеика) сеяли лен, 23 – на Леонтия – огуречника вели посадку огурцов, 29 – на Феодосию – колосяницу уже начинала колоситься рожь, 31 мая работы в поле заканчивались и наступал праздник Еремея – распрягальника.

       Как видно из трудов этнографов, все эти праздники родились не от духовной стороны человека, а безусловно подчинялись материальным условиям и потребностям, лежащим, по утверждению Афанасьева: «… столько же в природе окружающих его предметов и явлений, сколько и в звуках родного языка».        


[1] Афанасьев Александр Николаевич [11 (23) июля 1826, г. Богучары Воронежской губ. — 23 сентября (5 октября) 1871, Москва], фольклорист, историк и этнограф, историк литературы, журналист, библиограф, автор дневника и воспоминаний.

на главную

Hosted by uCoz