Романов Е.П., Романова З.М.

Город Богучар. Глава 4.

ВЛАДИМИР II МОНОМАХ (1053-1125), князь смоленский (с 1067), черниговский (с 1078), переяславский (с 1093), великий князь киевский (с 1113). Сын Всеволода I и дочери византийского императора Константина Мономаха. Призван киевскими боярами во время восстания. Боролся против княжеских междоусобий. Разработал устав, ограничивавший произвол ростовщиков. В «Поучении» призывал сыновей укреплять единство Руси.

 

 

БАТЫЙ, Бату-хан, Саин-хан (1207-1255), монгольский хан, внук Чингисхана, второй сын Джучи, старшего сына Чингисхана, завоеватель западных и северных земель, составивших монгольский улус.

 

 

Богучарские рассветы

В нашей памяти живут,

И монгол, в меха одетый,

И голодный русский люд.

Н.Е. Николюкин. Из стихотворения 

«Богучарские рассветы».

           Из книги «Планида». Воронеж.1990 г. 

   

 Богучарский край в эпоху феодализма.  

 

    Существует предание, что Святой Апостол Андрей Первозванный, благовестивший об Учении Христа бывал и на Дону в пределах нынешней Воронежской области в районе Южного Придонья. В книге « Памятная книжка для Воронежской губернии на 1856 год» упоминается следующий факт. « 1111 году ходили князья Святополк Киевский,  Владимир II Мономах Черниговский, Давид Дорогобужский и многие другие на Половцев к Дону, где, пощадив город их Шарукань (Осенев), сожгли другой город Суглов, и в двух битвах: при  потоке Дегее, 24 марта, и при речке Салнице, 27 марта, разбили Половцев». (1) В ходе этого сражения на Салнице сначала казалось, что русские проигрывают бой из – за бесчисленных орд врага. Но благодаря военному таланту Владимира Мономаха, бой завершился блистательной победой.       Во время второго похода в 1111 году русские князья поставили целью занять половецкие "городки" на Северском Донце. (Один из таких городков служил ставкой хана Шарукана, другой - хана Сугры.) В Шарукане жило много христиан, и Владимир Мономах занял его без боя, выслав впереди войска священников с крестами. Городок Суглов оказал сопротивление, за что был сожжен русскими. Когда войско повернуло в обратный путь, половецкая орда напала на него. Двухдневное сражение завершилось поражением половцев. В записках Императорского Географического общества в статье « О географических сведениях древней России» Беляев И.Д. высказывает мнение, что в этот поход князья ходили не к низовьям Дона, а к самой его середине течения, «в нынешнюю Воронежскую губернию, а, следовательно, упоминание в летописи Половецкие города Шарукань и Суглов нужно искать в Острогожском и Богучарском уездах, и тут же где – нибудь должно искать реку Салницу или поток Дегей, где были разбиты половцы». Историк Беляев И.Д. предполагает место сражения на « нынешней Сале очень мудрено, ибо Саль, впадает в Доне с левой стороны, а в летописи же не сказано, чтобы Русские переходили в этом походе через Дон».[1]   Действительно, на территории Богучарского района еще осталось много следов далеких событий: выпаханные глиняные черепки, наконечники стрел и копий, мечи, остатки кольчуг.  В селе Радченском даже было вскрыто захоронение русского воина. В своей статье написанной в середине XIX столетия,  Беляев И.Д. предполагает в речке Салнице нынешний Богучар[2]

      По мнению ученых историков, Богучарский край в XII веке был густо населен, что подтверждают и изыскания XIX века богучарского краеведа Ткачева Г..Г: « В народе тоже долго ходили предания о донском походе и ... предания, собственно, о герое похода Мономахе, как он пил Дон золотым шеломом,   как загнал окаянных Агарян, за железные воротя».[3]  

     Как подтверждает легенда, это есть район Рыжкиной балки. Возможно, именно здесь Мономах убил на охоте последнего богучарского льва. Место это живописно, оно имеет в окружности около трех верст. На нем много кустарника. На одном конце возвышенности хорды находится два кургана из цельного камня, один из которых называется  Вальковым, а другой – неглубокий Скрынников байрак (яр). К концу ХII века  в нашем крае находились родовые кочевья хана Кончака. Стоянка хана Кончака в период его битвы с князем Игорем Святославовичем предположительно находилась в низменной пойме слияния двух речек Мамоновки и Гнилуша, впадающих в Дон.  Это подтверждается и большим количеством захоронений в окрестностях сел Нижний Мамон, Расковка, Лофицкое, Терешково, Дьяченково, Радченское.

     В XIII веке наш край подвергся грабительскому походу Батухана. Именно на богучарской земле соединились ногайские татары с крымскими, двигаясь по Кальмиусской сакме. Отдельные историки считают, что после покорения татарами Руси земли Воронежского края, находящегося на границе Золотой орды, опустели. Хотя есть и другие документальные подтверждения. Историк Аббасов А.М. пишет: «После возвращения Батухана в эти края, ими стал владеть его сын Сартак. После 1252 года на правом берегу реки Воронеж возле Оргенхузина «Онузы» был поставлен поселок перевозчиков (на месте Успенской церкви) построен «оплек» – колоколенка для вызова лодочника ударом колокола».[4]  Аналогичный «оплек», возможно был и в районе нынешней станицы Казанской, через которую проходила Кальмиусская сакма.  Жители Среднего и Южного Придонья в ХIV веке оказывали сопротивление татарам. Один из таких боев проходил в 1380 году у г. Лебедянь. В 1237 году началось нашествие монголо – татар, в результате над русскими землями было установлено монголо-татарское иго. Половцы частично смешались с завоевателями – татарами, частично были уничтожены. Верхне – Донские земли пришли в запустение, чего нельзя сказать о Нижнем Доне, где татар было много. Хан Батый (внук Чингисхана) в 1243 году вернулся в степи Южного Придонья, и наш край оказался на границе вновь основанного государства Золотая Орда. В 1378 войска хана Мамая,  проходя через наш край, остановились у реки Воронеж, с собой  хан вел войско численностью  около 150 тысяч, здесь он пробыл долго и фактически уничтожил все славянские поселения.  В Воскресной летописи есть упоминание о том, что Воронежский край был полностью покрыт лесом. В 1284 году бежал «в Рязань, в леса Воронежские» Святослав, князь Липецкий, спасаясь от мщения татар. Этими лесами и пользовалась Русь, устраивая защитный пояс засек, через который «пехотою никто не прохаживал, серый зверь не прорыскивал, птица чершый ворон не пролетывал». В исследованиях  Ткачева Г.Г.  1865 года  говорится, что ранее в богучарском крае жили мамаи и что жители указывали даже место «против села Монастырщина, называемого Селищем», потом мамаи исчезли и на их место поселились «корсаки, киргизы, татары, хапуны и калмыки».[5] В те времена даже существовал анекдот, как житель одного из хуторов увидел красные растения  будяки и принял их за татарские шапки, переполошив тем самым жителей хутора. «От татар, кроме курганов, еще остались два колодца, один в яру около слободы Колесниковки, не обделанный и называется  Криницей, другой верстах в пяти от села Красногоровки, на дне круглой ямы». Существует предание, что «колодец остался от татар, красногоровцы весной освящали в этом колодце воду».[6]

     У села Рудни Богучарского уезда в ХIХ веке оставались останки плотины, называемой «Корсаковская гать», по легенде здесь был литейный завод.

     Надо отметить, что еще до татарского нашествия « на Дону были и многочисленные русские города».[7] По летописи Нестора еще в начале русской истории на Дону уже стояли города Урюпинск, Дубок, Корнике... А Урюпинская станица, которая, без сомнения, унаследовала имя этого древнего города, находилась глубоко в Донской степи, значительно ниже Донской. Записки Игнатия Смольянина, сопровождавшего в 1389 г. из Москвы в Константинополь митрополита Пимена, дают подробное описание нашего края.   

 (Перевод на современный язык академика Тихомирова М.Н).

     Во – первых, описывает животный мир «... множество зверей: козы, лоси, волки, лисицы, выдры, медведи, бобры, птицы, орлы, гуси, лебеди, журавли и прочие».

     Во – вторых, дается описание местности «... уныло была всюду пустыня, не было видно там ничего: ни града, ни села: если и были в древности грады красивые и выдававшиеся по красоте селения, теперь только пусто все и не населено».    

      В – третьих, дается описание и населения: «В понедельник, плавая, минули горы каменные красные, во вторник прошли мимо Терклий града, не град Терклий только городище. Затем  перевоз и там впервые увидели татар, очень много, как листы и как песок. В среду же прошли мимо Великой Луки и царева Сарыхозины улуса... Татарских стад видели там такое множество, что уму не вместить: овцы, козы, волы, верблюды, кони.».[8] Историк Беляев Иван Дмитриевич   тоже подтверждает, что в Богучарском крае стояли пустые половецкие города. Историк и краевед Беляев даже указывает их предположительные названия: Балин и Чехлоев.


[1] Памятная книжка для жителей Воронежской губернии на 1856. Отд. III.В.1856. сс. 32 – 80.

[2] Подшивка газеты «Сельская новь». Богучар. 1969 –1993.

[3] Ткачев Г.Г. Исторические указания на местность и народонаселение. Газ. Губернские ведомости. В. №20 . 1865.

[4] Аббасов А.М. Воронеж. Историко-краеведческий сборник. В. 1993. сс. 9, 36, 58.

[5] Ткачев Г.Г. Исторические указания на местность и народонаселение.Губернские ведомости. В. №20.1865.

[6] Ткачев Г.Г. Исторические указания на местность и народонаселение.Губернские ведомости. В. №20.1865.

[7]Синюк А.Т. Археологические памятники на Европейской территории СССР. Борисоглебск.1985.Сс.72–92.

[8] Загоровский В.П. Воронежский край с древнейших времен до конца ХVII века. В. 1976. Сс.27, 28, 33.

на главную

Hosted by uCoz